ЗАДАТЬ ВОПРОС
<О>, в связи с предстоящим увольнением с военной службы в запас, 23 мая 2013 года обратился в жилищную комиссию войсковой части <…> о признании нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма в городе Чите с учётом дочери и супруги.
24 июля 2013 года жилищной комиссией войсковой части <…> на основании представленных им документов принято решение ходатайствовать перед Центральной жилищной комиссией Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - ЦЖК ФСО РФ) о включении <О> в список на получение жилья по договору социального найма в городе Чите.
Решением ЦЖК ФСО РФ от 30 декабря 2013 года <О> отказано в принятии на учёт нуждающихся в жилом помещении в городе Чите в связи с тем, что не истёк предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ). При этом принято во внимание, что дочь <О> до 2009 года, а жена  – до 2013 года были обеспечены жилым помещением более установленной учётной нормы по городу Чите в связи с наличием регистрации в муниципальной трёхкомнатной квартире по адресу: город Чита, посёлок Песчанка, <…>.
Полагая свои права нарушенными,  О. обратился в гарнизонный военный суд с заявлением, в котором просил признать данное решение незаконным и возложить на ЦЖК ФСО РФ обязанность принять его на указанный учёт с указанным выше составом семьи (3 человека).
Решением <…> гарнизонного военного суда от 30 декабря 2014 года заявление удовлетворено.
Рассмотрев дело в апелляционном порядке, окружной военный суд решение отменил в связи с нарушением норм материального права и принял новое решение об отказе в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Согласно требованиям п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы.
Как определено ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 8 ст. 57 ЖК РФ при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Приведённые выше нормы права определяют порядок обеспечения гражданина жилым помещением с момента рассмотрения вопроса о признании его и членов его семьи нуждающимися в указанных помещениях до момента предоставления таковых, и обязывают учитывать при этом уровень обеспеченности гражданина и членов его семьи общей площадью занимаемых ими жилых помещений либо действия, совершённые ими с этими жилыми помещениями за период не менее 5 лет, предшествующий рассмотрению соответствующего вопроса и повлекшие уменьшение размера занимаемых жилых помещений или их отчуждение.
В силу требований ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Частями 2 и 4 этой же статьи (до 1 марта 2005 года - ст. 53 ЖК РСФСР) предусмотрено, что равные права с нанимателем жилого помещения по договору социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, в том числе право пользования этим помещением, имеют члены семьи нанимателя и бывшие члены семьи нанимателя, продолжающие проживать в занимаемом жилом помещении.
Как следует из материалов дела, <О> по линии Министерства обороны РФ в период прохождения военной службы в 1996 году был обеспечен жилым помещением, не имеющим статуса служебного, общей площадью 33,9 кв.м., расположенном в посёлке Антипиха в городе Чите.
В июне 1999 года он вступил в брак и проживал с <О> (до замужества – <…>), которая, в свою очередь, как член семьи нанимателя жилого помещения – своего отца, была обеспечена жилым помещением по договору социального найма в посёлке Песчанка в городе Чите, общей площадью 52,2 кв.м., в которой и была зарегистрирована.
В квартире у <О> с 2009 года зарегистрирована и проживает его дочь 2003 года рождения, которая до 2009 года была зарегистрирована вместе с матерью – супругой <О>, в квартире в посёлке Песчанка.
21 марта 2013 года супруга <О> зарегистрировалась в квартире по месту жительства мужа.
По состоянию на эту же дату, при её снятии с регистрационного учёта из квартиры в посёлке Песчанка, в данном жилом помещении, общей площадью 52,2 кв.м., были зарегистрированы и проживали ещё два человека – её брат и сын от первого брака 1992 года рождения (возраст - 21 год).
Таким образом, до 21 марта 2013 года все члены семьи <О> в одном населённом пункте в городе Чите были обеспечены жилыми помещениями в следующих размерах: <О> и его дочь – по 16,95 кв.м. на человека, а его супруга – 17,4 кв.м. на человека, то есть по установленным нормам.
Согласно решению Думы городского округа «Город Чита» от 10 ноября 2005 года № 185 учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, установлена в размере 14 кв. м. общей площади жилого помещения на человека.
Суд апелляционной инстанции принял во внимание, что супруга <О>, будучи зарегистрированной по прежнему месту жительства в квартире отца в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения, после вступления в 1999 году в брак с <О> и фактического проживания с супругом,  в течение длительного периода времени (около 14 лет) до 21 марта 2013 года сохраняла право пользования этим жилым помещением. Снявшись же с регистрационного учёта по прежнему месту жительства, где она была обеспечена жилым помещением по установленным нормам, и зарегистрировавшись по месту жительства мужа, она, её муж и дочь перестали быть обеспеченными жилым помещением по установленным нормам. Указанные действия супруги <О> привели к уменьшению размера занимаемого им, его дочерью и супругой жилого помещения в расчёте на одного человека и в силу ч. 8 ст. 57 ЖК РФ подлежали обязательному учёту.
Суд первой инстанции данное обстоятельство, имеющее существенное значение для правильного разрешения дела, не учёл.
Снятие <супруги О> с регистрационного учёта 21 марта 2013 года, спустя длительный период времени после заключения брака и незадолго перед обращением заявителя в жилищную комиссию, указывает на то, что супруга заявителя совершила умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, которые привели к состоянию, требующему обеспечения <О> другим жильём большей площадью в том же населенном пункте.
Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Вселение <супруги О> в квартиру и факт её длительного проживания в квартире, нанимателем которой является заявитель, не может являться основанием для постановки им вопроса об улучшении жилищных условий, поскольку до 21 марта 2013 года, как заявитель, так и его супруга и дочь, были обеспечены по установленным нормам жилыми помещениями в одном населённом пункте, по избранному заявителем месту жительства городе Чите, что указывает на выполнение командованием установленной п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обязанности по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями.
При таких данных <О> и члены его семьи могут быть поставлены на учёт нуждающихся в жилом помещении, при наличии к тому оснований, только по истечении пяти лет с момента снятия его супруги с регистрационного учёта по прежнему месту жительства, то есть после 21 марта 2018 года.
81

С нами Вы сможете купить квартиру в Краснодаре






  • консультацию о стоимости и наличии квартир в новостройках Краснодара, которые можно купить по программе "Военная ипотека"
  • консультацию об оформлении новостройки по военной ипотеке
ЗАКАЗАТЬ УСЛУГУ