Подлежат ли ответственности командиры, не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба?

Командиры (начальники) не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут ограниченную материальную ответственность.
В 2013 году между Пограничным управлением и филиалом судоремонтного завода был заключен государственный контракт на выполнение работ по восстановлению технической готовности главной энергетической установки пограничного сторожевого корабля. Одним из условий контракта являлась сдача проведенных работ личному составу на швартовых и ходовых испытаниях. За выполнение указанного контракта Пограничное управление перечислило судоремонтному заводу установленную сумму, в том числе за проведение данных испытаний.
В связи с отсутствием в Службе в г. Н. Пограничного управления надлежащим образом оформленных документов о проведении швартовых и ходовых испытаний и непринятием начальником этой Службы С. необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного ущерба в виде оплаты судоремонтному заводу не проведенных им работ, представитель  Пограничного управления обратился в суд с исковым заявлением о привлечении С. к ограниченной материальной ответственности в размере 10620 руб.
Решением гарнизонного военного суда  в удовлетворении иска отказано.
Суд пришел к выводу о том, что швартовые и ходовые испытания сторожевого корабля после ремонта главного дизеля проводились, но не были надлежащим образом оформлены, о чем пояснил участвовавший в рассмотрении дела в качестве специалиста Д.
Судебной коллегией окружного военного суда этот вывод гарнизонного суда признан ошибочным.
В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» командиры (начальники) не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной месячной надбавки за выслугу лет.
Пограничным управлением было перечислено судоремонтному заводу денежная сумма за выполнение работ по государственному контракту, который предусматривал также сдачу выполненных работ личному составу на швартовых и ходовых испытаниях.
Порядок проведения швартовых и ходовых испытаний определен Правилами эксплуатации дизелей надводных кораблей ВМФ России, утвержденными начальником технического управления ВМФ России в 2009 году, которые устанавливают, что указанные испытания главного дизеля после ремонта проводятся судоремонтным заводом под непосредственным руководством представителя шефмонтажа по специальной программе. Также данные правила определяют, какие параметры дизеля должны проверяться в ходе швартовых испытаний. По окончании швартовых испытаний должны быть произведены чистка всех масляных фильтров и замена масла в системе смазки дизеля на свежее. Ходовые испытания проводятся после швартовых. В ходе их проведения проверяется работа дизеля во всех режимах.
Из навигационно-вахтенного журнала сторожевого корабля видно, что 11 ноября 2013 года для проведения ходовых испытаний на борт корабля прибыли специалисты судоремонтного завода. После запуска главного дизеля был выявлен прорыв газов и он был заглушен. В этот же день членами комиссии был подписан, а начальником управления утвержден акт выполненных работ по восстановлению технической готовности главной энергетической установки, а на следующий день корабль убыл из порта к месту постоянного базирования.
В суд не представлено доказательств того, что были выполнены требования вышеназванных Правил в части, касающейся проведения швартовых и ходовых испытаний главного дизеля после ремонта.
Передислокация сторожевого корабля к месту базирования после подписания назначенными членами комиссии акта выполненных работ по восстановлению технической готовности главной энергетической установки и утверждения его начальником Пограничного управления не может свидетельствовать о надлежащем проведении представителями судоремонтного завода ходовых испытаний, которые должны проводиться после швартовых.
Пояснения специалиста о том, что швартовые и ходовые испытания сторожевого корабля после ремонта главного дизеля проводились, но не были документально оформлены, не соответствуют представленным в суд доказательствам.
Поскольку С. не принял необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного ущерба, он должен подлежит привлечению к материальной ответственности.
Поэтому решение суда отменено, а иск о привлечении С. к ограниченной материальной ответственности удовлетворен.
<36>