Может ли быть удержано единовременное пособие, выплаченное на основании пункта 2 части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»?

Единовременное пособие, выплаченное на основании пункта 2  части 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», не может быть удержано в порядке привлечения к материальной ответственности с лиц, виновных в причинении военнослужащему вреда здоровью.
Согласно вступившему  в законную силу приговору Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 7 июля 2011 г. Д. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью  3 статьи 335 УК РФ. Судом установлена вина Д. в причинении тяжкого вреда здоровью рядовому Б.
Решением военно-врачебной комиссии Б. признан негодным к военной службе вследствие военной травмы, уволен по данному основанию с военной службы и исключен из списков личного состава воинской части.
При этом в октябре 2012 года потерпевшему в связи с признанием его негодным к военной службе вследствие полученной военной травмы войсковой частью 3278 на основании пункта 2 части 12 статьи 3 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. № 306-Ф3 «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» выплачено единовременное пособие в размере 1 000 000 руб.
Командир войсковой части 3278 обратился в 224 гарнизонный военный суд с исковым заявлением, в котором на основании Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» просил взыскать с Д. в пользу воинской части материальный ущерб в размере выплаченного единовременного пособия. Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано по следующим основаниям.
Суд сделал вывод о том, что единовременное пособие, выплаченное Б., имеет компенсационный характер и поэтому не подлежит взысканию в порядке статьи 2 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».
Апелляционным определением Ленинградского окружного военного суда от 15 июля 2014 г. данное решение было отменено, поскольку суд апелляционной инстанции исходил из того, что в результате противоправных действий Д. по отношению к потерпевшему Б. войсковой части 3278 причинен реальный ущерб. Суд полагал, что выплаченное потерпевшему Б. единовременное пособие является излишней денежной выплатой и подлежит взысканию с бывшего военнослужащего Д.  в порядке, установленном статьями 5, 10 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих».
Такой вывод суда апелляционной инстанции основан на неправильном применении и толковании норм материального права.
Гарантии дополнительной социальной защиты военнослужащего в форме выплаты единовременного пособия в связи с признанием военнослужащего негодным к военной службе вследствие военной травмы установлены частью 12 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат». Указанное единовременное пособие выплачивается за счет средств федерального бюджета, выделяемых на финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации (иных федеральных органов, в которых законом предусмотрена военная служба).
Выплаченная потерпевшему компенсационная выплата, в силу своей правовой природы, является дополнительной социальной гарантией, находящейся за рамками материально-правовых обязательств, вытекающих из причинения вреда, предусмотренных статьями 5, 10 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», и назначается независимо от наличия вины каких-либо лиц в причинении вреда жизни и здоровью военнослужащего.
Порядок привлечения военнослужащего к материальной ответственности установлен Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих».
В статье 1 данного Закона указано, что он устанавливает  условия и размеры материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный ими при исполнении обязанностей военной службы имуществу, находящемуся в федеральной собственности и закрепленному за воинскими частями, а также определяет порядок возмещения причиненного ущерба.
Как видно из пункта 1 статьи 3 указанного Федерального закона, военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.
Согласно статье 2 названного Федерального закона под реальным ущербом понимаются утрата или повреждение имущества воинской части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.
По смыслу законоположений пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 7 и пункта 2 статьи 9 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих», они не предполагают привлечение лиц к материальной ответственности в том случае, если ими не был причинен ущерб имуществу воинской части, а также при отсутствии их вины в причинении ущерба.
Причинение вреда здоровью бывшему военнослужащему Б. при исполнении им обязанностей военной службы в данном случае не может служить основанием для взыскания с Д. выплаченной государством потерпевшему суммы единовременного пособия, поскольку выплата указанного пособия, в соответствии с действующим законодательством, производится государством вне зависимости от вины конкретного причинителя вреда. В связи с этим отсутствовали установленные законом основания для привлечения военнослужащего, виновного в причинении вреда здоровью потерпевшего, к материальной ответственности за выплату единовременного пособия. Президиум Ленинградского окружного военного суда обоснованно отменил апелляционное определение и оставил в силе решение 224 гарнизонного военного суда.
<47>